Информация-разъяснение «О специальных технических средствах, предназначенных для негласного получения информации»

Благодаря свободному доступу к ассортименту различных интернет-магазинов появилась возможность приобретения любого товара, даже не выходя из дома. Однако не каждый задумывается о последствиях, к которым может привести приобретение интересной и необычной игрушки в форме канцелярской ручки, часов, флешки и т.д. с возможностью производить запись звука или фото/видеозапись.

Проблема в том, что данные могут подпадать под категорию специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, оборот которых на территории Российской Федерации ограничен. Стоит знать и о том, что даже созданное руками «народных умельцев» записывающее и прослушивающее устройство экспертами может быть отнесено к специальным техническим средствам.

Законодателем определено, что под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, понимаются аппаратура, техническое оборудование и (или) инструменты, разработанные, приспособленные или запрограммированные для негласного получения и регистрации акустической информации; прослушивания телефонных переговоров; перехвата и регистрации информации с технических каналов связи; контроля почтовых сообщений и отправлений; исследования предметов и документов; получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи.

Также, в соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 31.03.2011 №3-П к специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации, относятся технические средства, которые закамуфлированы под предметы (приборы) другого функционального назначения, в том числе бытовых; обнаружение которых в силу малогабаритности, закамуфлированности или технических параметров возможно только при помощи специальных устройств.

Специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации, негласного визуального наблюдения и документирования входят в перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1996 № 770.

Ответственность за незаконное производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, предусмотрена ст. 138.1 УК РФ, санкция которой предусматривает наказание вплоть до лишения свободы сроком до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Чтобы не совершить указанное преступление, стоит убедиться в легальности такой «игрушки», приобретать аудио-, видеозаписывающие устройства в специализированных магазинах при наличии соответствующих сертификатов и лицензий.

Также, при покупке подобного рода товара через «Интернет» или заграницей, велика вероятность того, что продавец не предоставит вам информацию о законности его использования на территории Российской Федерации. В связи с этим, прокуратура Павловского района предупреждает о возможных негативных последствиях и советует воздержаться от покупки.

Помощник прокурора района

юрист 3 класса Д.Р. Щербаков

Информация-разъяснение «Новый закон о профилактике правонарушений»

С 22.09.2016 вступит в силу Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом под системой профилактики правонарушений понимается совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений.

К основным принципам профилактики правонарушений Федеральный закон относит приоритет прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении профилактики правонарушений, открытость, непрерывность, последовательность, своевременность объективность, достаточность и научная обоснованность принимаемых мер профилактики правонарушений, компетентность, ответственность за обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина.

Субъектами профилактики правонарушений являются федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Устанавливаются основные направления профилактики правонарушений, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений, а также организационные основы функционирования системы профилактики правонарушений.

Предусматриваются общая и индивидуальные виды профилактики правонарушений, а также формы профилактического воздействия: правовое просвещение и правовое информирование, профилактическая беседа, объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, профилактический учет, внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения, профилактический надзор, социальная адаптация, ресоциализация, социальная реабилитация, помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

Заместитель прокурора района

советник юстиции Г.А. Гудимов

Информация-разъяснение: «Об ответственности за размещение фотографий несовершеннолетних в сети Интернет без согласия их родителей и иных законных представителей»

 

В силу ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации, родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Обнародование и использование изображения (фотографии) несовершеннолетнего может осуществляться только с согласия его родителей либо иных законных представителей (усыновителей или опекунов). В свою очередь, ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» предусмотрено, что персональные данные – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), включая сбор, запись, накопление, хранение, распространение, предоставление, доступ к персональным данным.

В соответствии со ст. 11 вышеуказанного закона сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

Таким образом, размещение изображения (фотографии) несовершеннолетнего в сети Интернет, возможно только с согласия его родителей либо иных законных представителей. В случае нарушения указанных требований законодательства ст. 13.11 КоАП РФ об административных правонарушениях, предусмотрена ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Контрольно-надзорными функциями в области соблюдения законодательства о персональных данных наделен Роскомнадзор России.

Старший помощник прокурора района

юрист 2 класса Н.Г. Буймова

Информация-разъяснение «Внесены изменения в Федеральный закон "О противодействию терроризму"»

Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

В рамках принятия антитеррористических мер операторов связи и организаторов распространения информации в сети Интернет обязали хранить информацию пользователей и передавать ее уполномоченным органам. В связи с этим в Федеральный закон «О связи» внесены следующие изменения: операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации: 1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи - в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий; 2) текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи - до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки.

В Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» закреплено понятие «миссионерская деятельность», раскрыто ее содержание, установлен порядок осуществления.

Указано, что миссионерской деятельностью признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо другими законными способами.

Не допускается осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Запрещается деятельность религиозного объединения по распространению информации о своем вероучении в принадлежащих другому религиозному объединению помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения, без письменного согласия руководящего органа соответствующего религиозного объединения.

Помощник прокурора района

юрист 3 класса Д.Р. Щербаков

Вверх