Информация-разъяснение «О законности удержания излишне выплаченной заработной платы»
- Подробности
- Создано 12.03.2018
Согласно ч. 4 ст. 137 ТК РФ взыскание с работника излишне выплаченной заработной платы не допускается, за исключением следующих случаев:
- допущена счетная ошибка;
- органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 ТК РФ) или простое (ч. 3 ст. 157 ТК РФ);
- заработная плата излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
Например, Московский областной суд, отказывая в удовлетворении иска в части взыскания суммы переплаты заработной платы, исходил из того, что излишне выплаченная работнику заработная плата не может быть взыскана в связи с неправильным применением работниками бухгалтерии положения о начислении заработной платы (см. Определение Московского областного суда от 12.10.2010 по делу N 33-19764).
Ограничение, предусмотренное ч. 4 ст. 137 ТК РФ, распространяется только на взыскание заработной платы, т.е. вознаграждения за труд, компенсационных и стимулирующих выплат. Иные излишне выплаченные работнику суммы и причиненный работодателю ущерб могут быть взысканы с работника через суд, если размер сумм превышает среднемесячный заработок работника либо работник не согласен с размером и основанием удержания.
Взыскание заработной платы в отличие от удержания производится не работодателем, а уполномоченным органом. Для этого работодатель должен обратиться в комиссию по трудовым спорам с заявлением или в суд с иском. В комиссии спор рассматривается по правилам, установленным ст. 387 ТК РФ, а в суде - по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Под неправомерными действиями следует понимать любые нарушающие нормы права действия работника, которые намеренно или непреднамеренно привели к переплате заработной платы (например, подделка работником табеля учета рабочего времени). Других оснований для удержания или взыскания излишне выплаченной заработной платы, помимо перечисленных в ч. 4 ст. 137 ТК РФ, нет. Однако работник может внести ее в кассу работодателя в добровольном порядке.
Следует напомнить, что взыскать излишне выплаченную заработную плату в порядке истребования неосновательного обогащения также не получится, поскольку в соответствии со ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Данный вывод подтверждается судебной практикой (см. Определение Верховного Суда РФ от 28.05.2010 N 18-В10-16).
Согласно ч. 1 ст. 138 ТК РФ при каждой выплате заработной платы работодатель может удержать не более 20 процентов причитающейся работнику суммы. Для этого нужно издать распоряжение об удержании суммы ущерба до полного погашения работником задолженности. Издавать новое распоряжение при каждом удержании не требуется.
Помощник прокурора Павловского района юрист 3 класса Д.Р. Щербаков
Информация-разъяснение «Ответственность за ненадлежащее проведение проверок предпринимателей»
- Подробности
- Создано 12.03.2018
В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности была введена в действие статья 19.6.1 КоАП РФ, предусматривающая ответственность контролеров за ненадлежащее проведение проверок предпринимателей. Установление такой ответственности значительно повысило гарантии соблюдения прав проверяемых лиц, перечисленные в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).
С введением данной статьи должностное лицо органа контроля (надзора) подлежит административной ответственности в случае проведения проверки при отсутствии оснований, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных или не аттестованных в установленном порядке лиц либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
Отдельно названо в ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ такое грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле как проведение проверки без распоряжения (приказа) о ее проведении, что на практике способствовало значительному сокращению случаев проведения проверочных мероприятий без какого-либо документального их оформления. В настоящие время такие факты являются единичными.
С августа 2017 года введена в действие ч. 3 ст. 19.6.1 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за невнесение информации о проверке в Единый реестр проверок (далее – ЕРП), либо нарушение два и более раза в течение одного года сроков внесения информации о проверке, а также внесение два и более раза в течение одного года неполной или недостоверной информации о проверке.
Такая обязанность установлена ст. 13.3 Закона № 294-ФЗ и направлена на обеспечение наибольшей прозрачности контрольно-надзорной деятельности.
Подразумевается, что любое заинтересованное лицо, зайдя на сайт Генеральной прокуратуры РФ в раздел Единый реестр проверок и введя номер ИНН, ОГРН или другие предложенные в поисковом окне значения об интересующем хозяйствующем субъекте, вправе получить информацию о проверке в отношении данного хозяйствующего субъекта, органе, проводящем проверку, предмете и результате проверки.
Введение указанной части имеет важное практическое значение, поскольку, как показывает прокурорская практика, до внесения названных изменений органы контроля крайне несерьезно относились к надлежащему выполнению такой обязанности.
Исключительной компетенцией по возбуждению дел данной категории наделен прокурор.
Срок давности привлечения к административной ответственности по ст.19.6.1 КоАП РФ составляет 1 год.
Санкции за нарушения, предусмотренные данной статьей, варьируются от предупреждения, штрафов в размере от одной до десяти тысяч рублей либо дисквалификации должностного лица органа контроля (надзора) на срок от шести месяцев до одного года.
Помощник прокурора
Павловского района юрист 3 класса Н.В. Гребенникова
Информация-разъяснение «Новое в порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
- Подробности
- Создано 12.03.2018
Федеральным законом от 27.11.2017 № 355-ФЗ внесены изменения в статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно изменениям, ответ на электронное обращение вместе с уведомлением о переадресации обращения будет направляться только по адресу электронной почты, при этом приложить к обращению можно будет только электронные документы. Сейчас направление ответа на такое обращение возможно также в письменной форме, а заявитель вправе выслать приложения к электронному обращению на бумажном носителе.
Также государственный орган или орган местного самоуправления, получивший обращение с предложением, заявлением или жалобой, затрагивающее интересы неопределенного круга лиц, вправе разместить ответ на своем официальном сайте, в частности, по вопросу обжалования судебного решения, вынесенного в отношении неопределенного круга лиц, в том числе с разъяснением порядка его обжалования. Причем, если в государственный орган поступит письменное обращение с вопросом, ответ на который в вышеупомянутых случаях уже размещен на его официальном сайте, то в течение 7 дней с момента регистрации обращения заявителю будет направлен ответ с электронным адресом, по которому можно будет ознакомиться с ответом. Само обращение, содержащее вопрос об обжаловании судебного решения, возвращаться заявителю не будет.
Также вводится правило, согласно которому, если текст письменного обращения не позволяет определить его суть, то ответ на такое обращение не дается, и оно не направляется на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Об этом решении в течение 7 дней со дня регистрации обращения будет сообщено заявителю. Федеральный закон вступил в силу 8 декабря 2017 года.
Помощник прокурора
Павловского района юрист 3 класса Д.Р. Щербаков
Информация-разъяснение «Медицинские осмотры обязательны для работников всех организаций торговли»
- Подробности
- Создано 12.03.2018
Верховный Суд РФ установил, что медицинские осмотры обязательны для работников всех организаций торговли независимо от вида реализуемой продукции.
Постановлением ВС РФ от 06.12.2017 по делу 34-АД17-5 оставлено в силе постановление государственного инспектора труда, которым юридическое лицо, специализирующееся на оптовой торговле машинами, оборудованием и принадлежностями к ним, привлечено к административной ответственности за допуск работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных медицинских осмотров, хотя данные работники занимались лишь аналитической и административной деятельностью.
В постановлении Верховный Суд РФ отметил: в перечне работ, при которых необходимы медосмотры, речь идет о труде во всех организациях торговли. Ни конкретные ее виды, ни реализуемая продукция в этом документе не указаны. Также суд учел, что есть специальные противопоказания для тех, кто изготавливает и реализует пищевую продукцию. В остальной части правила касаются всех без исключения работников торговли.
Проанализировав положения действующего законодательства, суд пришёл к выводу о том, что требование о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров распространяется на всех работников организаций торговли. Положениями ч. 2 ст. 213 Трудового кодекса РФ и пункта 15 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников предусмотрено проведение медицинских осмотров в отношении работников, занятых на работах в организациях торговли, без указания на конкретные виды торговли и реализуемую продукцию. При этом следует учитывать, что пунктом 15 Перечня в той части, где перечислены дополнительные медицинские противопоказания к соответствующим работам, среди иных определены противопоказания только в отношении работников, занятых изготовлением и реализацией пищевых продуктов. Следовательно, в остальной части дополнительные медицинские противопоказания распространяются на всех работников торговли, независимо от вида реализуемых товаров (продукции).
Помощник прокурора Павловского района юрист 3 класса Д.Р. Щербаков