Информация-разъяснение «Об ответственности за нарушение законодательства о выборах»

Согласно преамбуле Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Одной из мер, направленных на обеспечение этой гарантии, является установленная законом административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах.

Так, законодательством предусмотрены меры административной ответственности за некоторые виды нарушений законодательства о выборах. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит 34 статьи, предусматривающие административную ответственность за такие деяния (статьи 5.1, 5.3-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ).

Статья 5.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность в виде штрафа: на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей - за подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах.

Согласно действующему избирательному законодательству всем лицам, участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей, в частности вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполненные организационные работы, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов и значков, изготовленных для избирательной кампании, а также представлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Также запрещается воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, в том числе по итогам голосования.

Статьей 5.22 КоАП РФ, предусмотрена административную ответственность за незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, состоит из двух частей. Часть первая устанавливает ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей членов избирательной комиссии, комиссии референдума за выдачу гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме. По части второй административную ответственность несут граждане в возрасте от 16 лет за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума. Необходимо отметить, что при квалификации данного нарушения не имеет значения, за какое лицо (родителя, супруга, соседа и т.д.) и по какой причине намерен проголосовать гражданин, получивший бюллетень. Санкция этой части предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.16 и 5.22 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Кроме того, предусмотрена и уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме. Принимая во внимание политическую значимость избирательных прав и права граждан на участие в референдуме, уголовное законодательство предусматривает ответственность за совершение общественно опасных нарушений, причиняющих значительный вред охраняемым правовыми нормами общественным отношениям в сфере организации и проведения выборов и референдумов.

Действующее уголовное законодательство содержит три статьи, посвященные регулированию ответственности за нарушения избирательных прав и права на участие в референдуме (ст.141, ст. 141.1 и ст.142 УК РФ).

Статьей 141 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет, за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий.

За нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума статья 141.1 УК РФ предусматривает наиболее строгое наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Также, ст. 142 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за фальсификацию избирательных документов/документов референдума. За совершение данного преступления законом предусмотрено максимально строгое наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.

Помощник прокурора Павловского района юрист 3 класса Д.Р. Щербаков

Прокуратурой района выявлены нарушения законодательства о специальной оценке условий труда

Прокуратурой Павловского района в целях защиты трудовых прав инвалидов проведена проверка исполнения требований законодательства об охране труда. Так, в ходе проверки установлено, что руководством 4 предприятий района, где осуществляют деятельность, в том числе, лица с ограниченными возможностями здоровья, не организовано своевременное проведение специальной оценки условий труда.  Указанное является нарушением прав работников, ввиду того, что только после проведения специальной оценки условий труда становится возможным установить фактические условия труда, внести их в трудовой договор и предоставлять установленные законодательством гарантии и компенсации.

В целях устранения выявленных нарушений, прокурором района в адрес руководителей ЗАО «Рассвет», МКОУ ДО «Центр детского творчества» муниципального образования Павловский район, МКУ «Хозяйственно-эксплуатационный участок муниципального образования Павловский район», МКУ «Централизованная бухгалтерия управления образованием администрации муниципального образования Павловский район» внесено 4 представления об устранении нарушений.

По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования нарушения устранены, работодателями заключены договоры на проведение специальной оценки условий труда со специализированными организациями, 2 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Прокурор района

старший советник юстиции Е.А. Каушан

Прокуратура Павловского района в судебном порядке понудила администрацию муниципального образования Павловский район устранить нарушения антикоррупционного законодательства

Прокуратурой Павловского района в результате проведенной проверки соблюдения администрацией муниципального образования Павловский район законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной собственности, в адрес главы принесен протест на муниципальный акт, регламентирующий порядок использования служебного транспорта в администрации района.

Основанием для принесения протеста явилось наличие положений, способствующих бесконтрольному использованию служебного транспорта должностными лицами районной администрации, а именно возможность использования главой района и его заместителями служебного автотранспорта в выходные и праздничные дни, а также в будние дни за пределами рабочего времени по территории Краснодарского края за пределами муниципального образования Павловский район, а также без помещения служебного транспорта на стоянку в автогараже администрации муниципального образования Павловский район.

По результатам рассмотрения протеста указанные нарушения устранены не были, в связи с чем прокуратурой района в суд направлено административное исковое заявление с требованием признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Павловский район, выразившееся в непринятии мер к приведению муниципального акта в соответствие с требованиями действующего законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной собственности.

Решением суда, которое вступило в законную силу, требования прокурора удовлетворены в полном объеме, выявленные в ходе проведенной ранее проверки нарушения устранены, муниципальный акт приведен в соответствие с законодательством.         

Прокурор района

старший советник юстиции Е.А. Каушан

Информация-разъяснение «Об изменениях в Федеральный закон “Об исполнительном производстве”»

26 июля 2017 года на официальном Интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 26.07.2017 № 190-ФЗ "О внесении изменений в статьи 65 и 67 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Теперь постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации может быть вынесено при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин:

требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, если сумма задолженности по такому исполнительному документу превышает 10 000 рублей;

требований неимущественного характера;

иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000 рублей и более.

Для оперативного решения вопроса об устранении препятствий на выезд, к выполнению функций, связанных с отменой постановления об установлении ограничения на выезд должника за границу, предусматривается привлечение судебного пристава-исполнителя структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов.

Согласно Федеральному закону, судебный пристав-исполнитель структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов наравне с судебным приставом-исполнителем, вынесшим постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, может снимать данное ограничение при наличии в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации об уплате задолженности по исполнительному документу.

Наделение судебного пристава-исполнителя структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов данными полномочиями осуществляется посредством указания в постановлении судебного пристава-исполнителя структурного подразделения территориального органа ФССП России о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, незамедлительно направляемом ему в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, соответствующего поручения.

Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2017 года. При этом предусматривается, что временные ограничения на выезд из Российской Федерации, примененные к должникам в рамках исполнительного производства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, снимаются по правилам, установленным статьей 67 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в редакции настоящего Федерального закона).

Разъясняет

Помощник прокурора

Павловского района

юрист 1 класса Х.Г. Цормутян

Вверх