Разъяснение: «Противодействие коррупции в системе государственной службы»
- Подробности
- Создано 30.06.2021
Одной из важных задач совершенствования государственной службы, особенно, в последние годы, становится противодействие коррупции государственных служащих, а также высших должностных лиц. В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся настоятельной необходимостью.
Основные меры по профилактике коррупции предусмотрены Федеральном законе "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ.
Первое направление антикоррупционной профилактики - формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Реализация данной меры связана с повышением уровня правовой культуры, что достигается осуществлением правового воспитания.
Антикоррупционная направленность правового воспитания основана на повышении в обществе в целом позитивного отношения к праву, его соблюдению; повышении уровня правовых знаний, в том числе о коррупционных формах поведения и мерах по их предотвращению; формировании у государственных, муниципальных служащих и у граждан представления о мерах юридической ответственности, которые могут применяться в случае совершения коррупционных правонарушений.
Антикоррупционная пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность средств массовой информации, координируемую и стимулируемую системой государственных заказов и грантов, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях, воспитание в населении чувства гражданской ответственности за судьбу реализуемых антикоррупционных программ, укрепление доверия к власти.
Второе направление предотвращения коррупции - антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 были утверждены Правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Названным Постановлением Правительства РФ также утверждена Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. Основной задачей применения данной методики является обеспечение проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в документах положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Третье направление профилактики коррупции связано с квалификационными требованиями, предъявляемыми к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также с проверкой в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами. В настоящее время это направление реализовано в различных нормативных актах о государственной и муниципальной службе, а также в актах, регламентирующих статус лиц, замещающих государственные должности и выборные муниципальные должности. Так, Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ устанавливает три вида квалификационных требований: к уровню образования, стажу, профессиональным знаниям и навыкам. Требования к уровню профессионального образования устанавливаются непосредственно Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Проверка сведений, представляемых гражданами, поступающими на государственную или муниципальную службу, обычно осуществляется кадровыми службами соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Так, в частности, в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 44 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров возложена организация проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну.
В необходимых случаях достоверность сведений, представляемых гражданами при поступлении на государственную или муниципальную службу, может проверяться органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Четвертое направление противодействия коррупции предусматривает установление юридической ответственности за представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. N 613 утвержден Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.
18 мая 2009 г. также был принят ряд указов Президента Российской Федерации в данной сфере. Так, Указом Президента Российской Федерации N 557 был утвержден Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; N 559 было утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; N 560 установлена обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера была также распространена на граждан, претендующих на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, а также замещающих руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях.